Радио "Свобода", программа "Поверх барьеров". Текст радиопередачи (Мюнхен, 1990 )

Первые и последние

Дореволюционные фильмы и параллельное кино

В Касселе прошел большой киновидеопоказ под названием Die Ersten und die Letzten (Первые и последние), где были представлены две парадоксально удаленные друг от друга области киноистории: русский дореволюционный кинематограф и современное параллельное кино. Программу в Касселе представляли четверо московских независимых режиссеров: Борис Юхананов, Кирилл Преображенский, Игорь Алейников и Петр Поспелов.

Комментарий Петра Поспелова к этому нетрадиционному показу:

Параллельное кино в нашей стране сформировалось примерно в середине 80-х годов. В это время оно осознавало себя как часть советской неофициальной культуры, советского андерграунда, а основным методом художественного мышления был авангард. Тем самым, параллельное кино стало той зоной отечественного кинематографа, от которой взгляд естественно обращался в 20-е годы, в годы раннего советского авангарда, хотя лишь в некоторых фильмах угадывался опосредованный диалог с картинами Кулешова, Эйзенштейна или Вертова. Большинство же работ соприкасалось с такими направлениями, типичными для московской и ленинградской культуры, как концептуализм, соц-арт, неоэкспрессионизм. К концу 80-х годов состоялся выход из подполья и расставание с авангардом как главенствующим методом. Культурно-политическое значение авангарда в СССР ушло безвозвратно; художественное сознание обратилось к более широкому контексту, в том числе историческому.

Поэтому на каком-то этапе стало очень интересным показывать фильмы параллельного кино не изолированно, как раньше, и не только в компании с молодыми поэтами и художниками, но находить новый культурный контекст, смысловые линии, проходящие через многие годы и многие события.

Одним из таких экспериментов стал показ в Касселе, в кинотеатре "Filmladen". Первоначально была мысль соединить наши фильмы с ранними советскими немыми фильмами, сопоставить авангард 20-х и 80-х годов. Однако, сразу стала ясна очевидность и вторичность такого сопоставления, которое стало уже общим местом в представлениях об искусстве. И тогда пришла идея взять старые русские дореволюционные фильмы, обратиться к культуре того времени. В кассельский показ были включены фильмы, созданные, в том числе, фирмой "Ханжонков и К".

Обращение к русским дореволюционным фильмам произошло в первую очередь не по причинам эстетическим или идеологическим. Мы взяли эти фильмы не потому, что это шедевры. В большинстве этих картин кинематограф предстает как еще совсем неразработанная область, он лишь пробуется на язык, этим фильмам еще очень далеко до совершенства. Мы взяли их не потому, что это дореволюционный модерн (в ранних фильмах происходит лишь иногда некоторое заигрывание с модерном, который цвел тогда в других видах искусства). Мы взяли их потому, что в них чувствуется очень светлый, очень чистый, очень наивный подход к новой неизведанной территории, о которой даже пока не известно, искусство это или просто аттракцион, род забавы или, наоборот, дидактического просветительства. Именно это оказалось нам очень близко и симпатично, и поэтому такая область, как старое русское кино, которая, казалось бы, представляет лишь историко-исследовательский интерес, оказалась для нас настоящим открытием. Свежий вкус первооткрытия, первого шага в неизвестном направлении, почти домашнего эксперимента - вот что было главным.

Я далек от того, чтобы давать какие-либо качественные сравнения наших фильмов и старых, я хочу лишь подчеркнуть, что, как и мы, некоторое время работавшие в области малобюджетного, технологически простого, внестудийного кино (сейчас оно остается лишь одной из сфер деятельности), так и наши далекие предки, были лишены многих условностей, многих правил, регламентаций, выработанной цивилизованной киноиндустрией. Они, как и мы, находились в очень тесной, очень близкой связи с жизнью, которая давала им большую свободу. Они еще не надели тех цепей, которые появились позже, вместе с великими открытиями в искусстве. И поэтому, минуя содержание и тематику фильмов, минуя их театральщину, мы захотели протянуть наши кинокамеры на 80 лет назад и исследовать те неповторимые первые импульсы, от которых развитие могло бы пойти, возможно, в совсем иную сторону. И нам показалось важным представить в Касселе, в прекрасном, хотя и небольшом кинотеатре "Filmladen", который много внимания уделяет программам некоммерческого кино, такие картины, как "Ухарь-купец" (фильм 1909 года, экранизация песни) или фильм "Сон Тараса" - о дезертире, который видит сон с соблазнами и приключениями, а особенно - ханжонковский фильм "Оборона Севастополя" - один из первых монументальных, очень серьезных фильмов, в котором за 15 лет до "Потемкина" масса, народ был представлен героем истории.

Не так давно мы образовали в Москве Мастерскую Индивидуальной Режиссуры (первую в стране структуру независимого кинообразования) и дали ей имя Александра Алексеевича Ханжонкова, первого русского кинопромышленника. В начале нашего столетия этот человек на голом месте создал в России кинематограф. Сейчас нам с нашими студентами, по сути дела, приходится заниматься тем же самым. Речь идет о создании особой отрасли - профессионального малобюджетного кинематографа, пока еще в нашей стране не существующей. Нас интересуют малые формы, наиболее подвижные эстетически и не ориентированные на коммерческий прокат - те, в которых контекстуальное присутствие современной культуры может быть проявлено в полной мере.

Деятельность киноотдела МИР опирается на помощь Московского Регионального Общества "Киновидеоцентр". Это общество постепенно осуществляет создание не слишком масштабной, но солидной базы для производства малобюджетных картин на 16- и 35-мм-вой пленке, а также видео. Образование оснащенной лаборатории некоммерческого кино могло бы превратить эту область в стабильно функционирующую часть общего художественного процесса.

ПЕТР ПОСПЕЛОВ